Добро на взлет: Банковая берет под контроль аэропорт «Борисполь»

Новости

Конкурс на замещение должности гендиректора аэропорта «Борисполь», затянувшийся почти на год, завершился избранием на этот пост Юрия Солончука. По мнению участников рынка, это означает, что в борьбе за аэропорт двух основных противоборствующих сил – группы «Приват» и бизнесменов Бориса Кауфмана и Александра Грановского, которым благоволит президент, – победили люди Банковой. Хотя до сих пор целый год менеджерам, лояльным к Игорю Коломойскому, удавалось удерживать свой контроль над аэропортом, в том числе – путем блокирования кадрового конкурса через суд. Отстраненный директор Евгений Дыхне, руководивший предприятием последний год с приставкой и. о., оспаривает проведение конкурса в суде и сейчас.

Последнее слово в противостоянии бизнес-групп еще должен сказать Кабмин, подтвердив назначение своим постановлением. Для аэропорта закрепление группы Кауфмана – Грановского означает консервацию монополии хендлингового бизнеса и, соответственно, отсутствие перспектив снижения аэропортовых сборов. Солончука называют фигурой управляемой, но сам он уже планирует будущее «Борисполя» на 15 лет вперед.

Тяготы выбора

Правительство должно утвердить назначение генерального директора аэропорта «Борисполь» на этой неделе. Юрия Солончука выбрал 27 февраля номинационный комитет при Минэкономики из ранее представленных кандидатов. Раньше на рассмотрение комитета, который состоит из пяти министров и пяти независимых негосударственных экспертов, Мининфраструктуры представило только четверых участников конкурса, отсеяв остальных семь в ходе предыдущего этапа отбора.

Напомним, это уже вторая попытка Мининфраструктуры провести конкурс. Первый, начавшийся в декабре 2014-го, провалился после того как замгендиректора аэропорта «Борисполь» Кирилл Звонарев заблокировал конкурс через Днепропетровский окружной админсуд. Тогда эти действия связали с вмешательством в отбор интересов группы «Приват» Игоря Коломойского (поскольку Звонарев долгое время работал в авиабизнесе «Привата»). Повторно конкурс объявили только 11 сентября.

Выбранный менеджер считает, что главные проблемы аэропорта не связаны с финансами, пассажирами или авиакомпаниями. «Думаю, основная проблема «Борисполя» – в отсутствии долгосрочного плана развития. Я займусь разработкой программы до 2030-2035 года», – заверил он. Также Юрий Солончук уверен, что аэропорт нужно корпоратизировать: это пойдет на пользу всем участникам отрасли, особенно сектору неавиационных доходов. «Мы получим эффективность и прозрачность решения всех вопросов», – утверждает избранник.

Кроме Юрия Солончука, в последний тур конкурса вышли Сергей Гомболевский (бывший замдиректора аэропорта), Пиотр Иканович (вице-президент по финансам авиакомпании «МАУ») и Валентин Визант, ранее работавший директором Госадминистрации гражданской авиации Молдовы. «Министерство инфраструктуры разрывалось между двух огней, поэтому поступило хитро: они отправили комиссии по два кандидата от каждой силы», – объясняет один из кандидатов, оставшийся не у дел в этой гонке. Участники отрасли называют Византа и Икановича менеджерами, готовыми работать в интересах группы «Приват» и авиакомпании «МАУ». Тогда как Гомболевского и Солончука собеседники Forbes склонны считать креатурами группы Кауфмана – Грановского. «В финал конкурса прошли лица с длинным шлейфом скандалов и разбирательств, далеко не самые эффективные менеджеры. Так что происходящее – не очень удачная попытка создать иллюзию честного и непредвзятого отбора», – констатирует Олег Бондарь, управляющий партнер юридической компании «ECOVIS Бондарь и Бондарь».

Лучшие из лучших

У Юрия Солончука имеется опыт работы в авиаотрасли на государственных постах. Последнее его место службы – директор ГАК «Украина» – авиакомпании, которая возит «борт номер один» (самолет президента). В 2006-2008 годах он занимал должность гендиректора аэропорта «Борисполь» с подачи экс-министра транспорта Николая Рудьковского. С мая 2012-го и вплоть до аннексии Крыма в 2014 году руководил ПАО «Международный аэропорт Симферополь», которым на тот момент управляла компания с одесской пропиской «Аэропорт Хендлинг», связываемая с Кауфманом – Грановским. Аэропортами Солончук в обоих случаях руководил крайне неудачно, утверждают участники отрасли. Каденции этого руководителя сопровождались скандалами с вовлечением КРУ, заявлявшим о финансовых хищениях и злоупотреблениях в аэропортах. Но ни одно из расследований не было доведено до суда.

«Считаю, что конкурс проводился на высоком уровне и выбран достойный кандидат. Остальные отобранные участники представляли структуры, связанные с интересами авиакомпании «МАУ», – настаивает Сергей Гомболевский. Вся негативная информация о Солончуке – это результат черного пиара телеканалов Игоря Коломойского, уверяет он.

Гомболевский проработал в «Борисполе» 15 лет, но с 2013 года этого менеджера также связывают с группой Кауфмана – Грановского в связи с тем, что он успел поработать директором «Аэропорт Хендлинг» в Одессе, управляя этим аэропортом. Другие источники утверждают, что Гомболевский работает в связке с еще одним бывшим «замом» и гендиром «Борисполя» Борисом Шахсуваровым, который, в свою очередь, благоволит интересам миллиардера Леонида Юрушева. Если группа «одесситов» сосредоточена на нише хендлинга (все наземные услуги в аэропорту, включая обслуживание пассажиров, взлета-посадки и подготовки к рейсам воздушных судов), то в сферу интересов этого бизнесмена входит арендный бизнес в «Борисполе» – точки питания и duty free.

Одна из «ниточек», которая ведет от интересов в аэропорту Кауфмана – Грановского к Банковой – бывший руководитель по безопасности ООО «Ренессанс Капитал» Андрей Таранов. В то время когда «Борисполь» контролировался этой группой бизнесменов, Таранов пришел туда на должность зама по административной работе. Пролоббировать его на это место мог, например, бывший работодатель Григорий Гуртовой, у которого, по его собственным словам, есть совместные проекты с Александром Грановским в медиабизнесе и финансах. Сегодня же Андрей Таранов занимает пост заместителя главы администрации Петра Порошенко.

В противовес обвинениям в «черном пиаре» у лагеря защитников «кандидатов от «МАУ» – свои аргументы. «Валентин Визант проявил себя как большой профессионал в Молдове. При нем был реконструирован аэропорт Кишенева за счет средств консорциума иностранных банков, в том числе ЕБРР, и отработана схема возврата – путем включения $2 дополнительного сбора в авиабилеты. Это было интересное решение, давшее хороший результат», – хвалит коллегу по отрасли Александр Ланецкий, директор консалтинговой компании FAS (которая оказывала услуги в том числе «МАУ»).

Также в заслугу Византу на его руководящей должности в Молдове Ланецкий ставит запуск в аэропорт Кишенева лоукостов, причем без ущемления интересов национального перевозчика AirMoldova. Повторить такой опыт Визант мог бы и в Украине, считает Ланецкий. Сильным менеджером он называет и Пиотра Икановича. «Он четкий финансист, при нем МАУ значительно улучшила платежную дисциплину при расчете с контрагентами», – отмечает Ланецкий. От комментариев относительно фигур Гомболевского и Солончука он воздержался.

Знакомый сценарий

Параллельная сюжетная линия разворачивается в судах: Евгений Дыхне, который руководил аэропортом с приставкой и. о. с сентября прошлого года, не прошел конкурсный отбор и оспаривает проведение конкурса. Основной его аргумент – процедуру отбора не должны были проводить, так как он не уволен с должности, и она, соответственно, не вакантна. Также Дыхне настаивает на том, что министерство не обнародовало четких критериев отбора кандидатов. «Исходить нужно из целей, которые будут ставиться перед руководителем, цели уже формируют критерии. Не похоже, чтобы у комиссии было хотя бы что-то из этого», – говорит Дыхне.

Он напоминает, что конкретно перед ним были поставлены задачи по выводу предприятия из убытка. По данным пресс-службы аэропорта, это сделать удалось: аэропорт получил за 9 месяцев 2015 года 467 млн гривен чистой прибыли на фоне 44 млн гривен убытка за тот же период годом ранее. Дыхне утверждает, что курсовая разница (аэропорт получает 80% своих доходов в долларах) тут ни при чем. «Основные расходы у нас также в долларах. А прибыль получена благодаря принятию новой стратегии развития», – объясняет он. Правда, участники рынка напоминают, что махинации с цифрами – привычное дело для руководителей госпредприятий, и «нарисовать» в нужное время убыток или прибыль не составляет труда.

При этом Дыхне подчеркивает, что «не связан ни с кем в авиационном мире и не имеет связи ни с какими олигархическими кланами». Он надеется выиграть суд, ближайшее заседание которого назначено на 2 декабря. «Финальным является решение Мининфраструктуры, которое должно сначала уволить г-на Дыхне, а потом назначить нового руководителя», – уточняет Олег Бондарь.

Евгений Дыхне, вероятно, вполне устраивал как руководитель авиакомпанию «МАУ», которая обеспечивает 60% всех перевозок «Борисполя». «Я построил конструктивную работу с ведущей авиакомпанией, и это одна из предпосылок нашего успеха», – констатирует он.

Кто лучше для аэропорта – менеджер, лояльный к «МАУ», или креатура бизнесменов от хэндлингового и арендного бизнеса? Участники рынка опасаются, что несбалансированные решения в первом случае приведут к консервации статус-кво, при котором остальные авиакомпании, более слабые, чем «МАУ», в отрасли просто не выживают. Перекос в пользу второго варианта – продолжение «закручивания гаек» всего наземного аэропортового бизнеса. «Аэропорт и так работает на рынке хендлинга наряду с частными независимыми компаниями, что дает ему фору по административному и финансовому ресурсу», – указывает участник отрасли, близкий к наземному бизнесу в аэропортах. Если же админресурс окажется в руках «профильных» бизнесменов – конкуренция в этом виде деятельности, от которой напрямую зависит цена перелетов и комфорт пассажиров, явно не будет процветать.

Екатерина Гребеник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *